oleg_nb (oleg_nb) wrote in wu_chan_zhong,
oleg_nb
oleg_nb
wu_chan_zhong

Categories:

ДЭ. Мой Взгляд.

Дэ


Я не любитель читать эзотерическую литературу, равно и всяких философов. Если есть вопросы, то просто ищу ответы в себе, медитируя. Предупреждаю об этом, потому что многим нормальным людям такой источник информации не представляется заслуживающим доверия Winking

Скажу просто и коротко: не согласен Winking

Не согласен ни с теми, кто считает, что Дэ – это добродетельность, ни с г-ном Лобусовым, который расшифровал ребус из глаза и сердца, как «прямодушие» и «праведность».



«Сердце» в даосских и чаньских системах – это некий источник нашего «наблюдающего я», т.е. сознание. Ум думает, а сознание наблюдает – две различные функции. Так вот никто никогда не говорил о том, что нужно остановить свои мысли. Учили, что нужно просто наблюдать их.

Когда Хуэйнен, будущий Шестой Патриарх Чань, мальчиком услышал на базаре проповедь Пятого Патриарха Хуньженя, читающего «Алмазную Сутру», то лишь одни слова запали в его душу и перевернули всё мировосприятие. Сейчас это место из сутры всем известно и переводят его дословно, т.е. бессмысленно, что всегда случается с учеными-педантами, не понимающими суть практики, а занимающимися буквоедством. Эта фраза такая: «Помести своё сердце туда, где всё находится в вечном движении». Фраза была совершенно понятна даже для необразованного мальчика, но это был китайский мальчик. А нам нужно расшифровать, т.е. правильно интерпретировать.

Это в нашей культуре считают, что сознание связано с мозгом и якобы находится в голове. Но сознание вообще не орган, а функция. И на «востоке» эта функция закреплена за сердцем. Сердце – это сознание. Оно наблюдает. Поэтому слова «поместить сердце» означают – «направить своё внимание».

Открытое сердце – это отнюдь не «доброе сердце», как многие думают. Нет тут идеи о «широкой душе». Открытое сердце (открыть сердце) это значит быть способным к восприятию, к наблюдению. Локатор нашего восприятия – сознание – не замутнено эмоциями, напряжениями, фобиями. Сознание чисто и готово улавливать все сигналы, беспристрастно, безоценочно.

А вот ум – это каша, это вечное движение противоречивых мыслей. Это постоянное вращение колеса монады инь-ян. Каждую секунду в нашем уме возникают мысли, причем со многими из них мы сами не согласны и даже смертельно боимся их, и поэтому в нашем уме просто свистопляска и истерика.

Но мы – не ум и не сознание. Это всего лишь две наши функции. Поэтому можно активизировать одну, чтобы другая успокоилась, перестала сама себя мучить. Нужно «перенести энергию» на сознание, задействовав его. Тогда ум потеряет свои позиции и его гипертрофированная активность начнет сходить на нет. Во всех школах один и тот же рецепт: «поместите свое сердце туда, где всё находится в вечном движении». Иными словами - начните наблюдать свои мысли Happy

Вот и всё.

Мы тренируем свою способность наблюдать в любом упражнении (ведь мы в каждом упражнении за чем-либо наблюдаем). Но высшая практика наблюдения – это наблюдение своего «ума»: чаньцзо. (В других школах просто другое название у этого упражнения).

Во время такой практики, – как учил Лао Цзы – если вы сможете оставить своё сердце беспристрастным и созерцать без участия любые изменения (перестать переживать о своих мыслях, феноменах, ощущениях, видениях и пытаться их модифицировать), то лишь тогда ум остановится. Но что может помочь быть беспристрастным наблюдателем? Что позволяет одному быть невозмутимым, даже если ему плюют в лицо, а другой, не имея этого психического качества, - бросается с кулаками, если на него всего лишь косо поглядели? Эта сила (это психическое качество) была названа Лао Цзы – Дэ. И он назвал её Благой Силой. Потому что она помогает находиться вне оценок, т.е. позволяет продолжать находиться в состоянии «паузы».

Вот и всё.

Егор Лобусов был прав, когда понял, что дело в глазе и сердце Winking Но он неправильно интерпретировал этот ребус.
Евгений Тертычный был тоже прав, когда метафорически пытался объяснить, что Дэ – это как бы некий стержень, вокруг которого крутится Инь и Ян, не давая им разлететься Winking Но он не смог найти внятное объяснение этому образу и немудрено, что его не поняли.

Говоря попросту, Дэ – это то качество нашей психики, которое позволяет быть спокойны, как слон, чтобы ни случилось, продолжать быть наблюдателем, а не скатываться в участники событий. А если «силы Дэ» мало, то человек остро реагирует на всё происходящее.

Поэтому и говорят, что Дэ – благая сила, позволяющая прийти к постижению ДАО, что сила Дэ является ключевым моментом в практике, а если Дэ мало, то сколько бы человек не практиковал, может быть только хуже: ведь действительно, некоторые люди начинают практиковать, а только испытывают обострения. Это от того, что они стали восприимчивее, они теперь сталкиваются с большим количеством сигналов, мыслей, чувств, ощущений (локатор восприятия натренировался во время медитаций), но высокая реагентность к этим сигналам приводит лишь к новым обострениям. Видимо, наша ЦНС видит это и блокирует развитие того ресурса, который нужен для дальнейшего продвижения (ци), потому что это пока вредно для такого человека, с «низкой силой Дэ». Тогда как если человек имеет «высокую силу Дэ», то ему ничего не стоит даже без всякого «набора энергии» и многолетних практик – находиться в состоянии «пауза».

Дэ – это качество, обеспечивающее возможность нахождения в тихих состояниях. Чем выше Дэ, тем «меньше разлет инь-ян оценок», маятник очередного импульса нашего ума снова качнулся (появилась какая-то мысль), но это движение не вызвало ответной реакции нашего противоречивого существа, «мы сами в очередной раз не возмутились нарушению порядка» - и поэтому своей ответной реакцией не толкнули «маятник» обратно. Ну, а если не толкаем больше маятник, то он и останавливается постепенно. Сам.

Иными словами, нервный человек не успокаивается никак, а в медитациях ему только хуже становится.

Итак, Дэ – это всего лишь качество, сила нашей психики, позволяющая быть не вовлеченным ясным незамутненным никакими оценками наблюдателем, быть человеком, который может беспристрастно, безоценочно наблюдать (глаз нашего сердца, нашего сознания). Если же «появляется добро, то тут же появляется и зло» (Лао Цзы). Т.е. снова начинается работа оценочного ума, а «пауза» - заканчивается.

Добро – есть ян по отношению к злу – инь, и снова человек из ДАО выпадывает в тьму вещей и субъективных представлений. Ну, никак не может он понять, что «небо лишено человеколюбия», что все эти измышления о добром и злом – снова выкинули его из «паузы» в обычное дуальное состояние восприятия.

Я не спорю с идеей г-на Лобусова о том, что врать не нужно. Но к Дэ и это не имеет никакого отношения. Гипотетически, если у некоего человека огромная сила Дэ, то он может сколько угодно врать, если таковое ему нужно (вспомните Гаутаму Будду и его лукавство). Но при этом такой человек совершенно спокойно смотрит на себя и свою ложь, а его существо не потревожено происходящим. Тогда как обыкновенный человек врет и причиняет себе и своей практике вред: его «совесть» и фобии, его стереотипы и эго – учувствуют в созидании внутреннего конфликта, порождают напряжения. Это плохо для последующей практики, только больше работы предстоит и только труднее быть спокойным и расслабленным. Разумеется, проще жить с чистой совестью, не делать того, что создает внутренние проблемы.

Также, для примера, можно подчеркнуть, что человек с «огромной силой Дэ», при надобности может обругать другого человека или не подать руки тонущему. Потому что не имеет сила Дэ отношения к морали, мораль – это оценки, это шаблоны, по которым прописано, что вот это вот – доброе, а вот это – худое. В общем, вопрос не в том, как поступит в том или ином случае человек с великим Дэ. А в том, что как бы он ни поступил, он останется на территории «глаза и сердца», будет невозмутим и внутренне стабилен в своей незамутненности восприятия, ни «глаз» не закроется от такого поступка, ни «сердце» не напряжется.

Еще раз подчеркну, я всего лишь рассуждал о Дэ, но я не говорил, что можно и нужно быть сволочью и подонком. Проблема морали также важна – но это отдельная проблема, только и всего.

Сила Дэ, во-первых, врожденное качество.
А как же «тренировать Дэ»? Happy Я поставил смайлик для тех, кто в курсе Happy
Но как бы там ни было, развитие «силы Дэ» идет в любой медитации Happy Что тренируешь, то и развиваешь: постоянно возвращая себя к процессу медитации во время упражнения, едва лишь заметил, что выпал из наблюдения (из тренировки сознания) в мысли (в попустительство уму), - так постоянно и развиваешь и своё Сознание, и своё Дэ.


Tags: Дао, Дэ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments